Цель данной статьи - не убедить в существовании и действенности магии не верящих в магию - вопросы веры лежат за пределами науки.
Эта статья, скорее, написана для
практикующих магов и
интересующихся магией.
Для первых - с целью сподвигнуть их не только пользоваться плодами своей практики, но и заниматься исследовательской и описательной деятельностью. Где были бы сейчас все естественные, да и точные науки, если бы не было ученых-исследователей, набирающих базу знаний, выдвигающих теории, описывающих условия для того или иного результата? Ботаники методично описывали растения, математики вычисляли формулы, физики строили и проверяли гипотезы. Даже психологи набирают статистический результат и пытаются делать выводы.
В магической литературе, к сожалению, много умозрительных построений, часто совершенных людьми, а не магами. Поэтому любой описанный вами опыт, замеченная закономерность, проверка гипотезы - будут полезны для развития магической науки в целом, а значит - для магической практики.
Для вторых польза этой статьи в расширении кругозора и положительных изменений в картине мира. "Есть много, друг Горацио, на свете, что и не снилось нашим мудрецам." - Это еще Шекспир заметил. Рассматривая магию в качестве науки, мы уходим от противостояния "естественное - волшебное" и замечаем, что они вполне удачно сосуществуют друг с другом.
Здесь и далее цитаты из книги: Дружинин В. Н. "Экспериментальная психология"Наука — это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Ученый, а точнее, научный работник, — это профессионал, который строит своею деятельность, руководствуясь критерием «истинность—ложность».
Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т. д. Идеалом научного поиска считается открытие законов — теоретическое объяснение действительности.
Исходя из вышеприведенных цитат,
магическая диагностика (гадание) является научной деятельностью, поскольку она соответствует таким критериям, как:
- истинность (гадание действительно может давать истинные, правдивые результаты);
- ее результаты описывают реальность (прошлое и настоящее объекта гадания);
- она предсказывает процессы и явления (описывает будущее процесса гадания).
Однако и сама
магия тоже является наукой, исходя из вышеизложенных критериев:
- истинность (магическое воздействие действительно может давать истинные, ожидаемые результаты);
- ее результаты описывают реальность (с помощью магической диагностики);
- она предсказывает процессы и явления (можно заранее ожидать спланированный результат от магического воздействия).
...любая теория есть временное сооружение и может быть разрушена. Отсюда — критерий научности знания: научным признается такое знание, которое может быть опровергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. Знание, для опровержения которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным.
В случае с магией можно придумать такой эксперимент для определения ее существования: если все существующие человеческие формы произведут одно и то же магическое воздействие в один и тот же момент времени, и ожидаемый результат не будет достигнут в ожидаемые сроки, то в данной реальности магия не существует.
Условия эксперимента: а) результат этого магического действия должно быть теоретически достижим с точки зрения магии под влиянием хотя бы одного человеческого существа, обладающего магической силой;
б) не должно быть никакого теоретического (с точки зрения магии) противодействия иных существ достижению результатов эксперимента;
в) ожидаемый результат эксперимента может случиться сам по себе (случайно с точки зрения обычного человека), однако не случается так часто, чтобы время проведения данного эксперимента совпало со случайным появлением результата.
! Я настоятельно рекомендую отказаться от любых сомнительных или опасных экспериментов в области магии, особенно с прямым или косвенным включением в эти эксперименты других объектов !Мы все иногда совершаем ошибки, но лучше их предотвратить, чем исправлять. Например, не стоит экспериментировать с судьбами стран или сменой политического строя. Также не стоит замахиваться на противостояние с богами или высшими сущностями. Легче и удобнее составлять наблюдения и выводы на своей обычной магической практике, отвечающей решениям ваших текущих задач.
В магии не хватает именно наблюдательной, описательной, теоретической части. Даже ваши сны под определенными магическими воздействиями могут быть полезны, если вы вычлените в них повторяющиеся или подобные элементы при одинаковых или подобных воздействиях. Также важны психологические и физические реакции от определенных воздействий - данных наблюдений очень мало, и по ним больше вопросов, чем ответов.Цель науки — постижение истины, а способ постижения истины — научное исследование.
Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности — научном методе. Его осуществление предполагает: осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.
Различают эмпирическое и теоретическое исследования, хотя разграничение это условно. Как правило, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер.
Не правда ли, описание научного исследования очень похоже на
отзывы многих магов о своих экспериментах в области освоения и изучения определенных видов воздействий? Например, на память приходят исследования магических вызовов - маги делали случайную выборку из знакомых объектов воздействия, разделяли объекты на уровни ("очень близкий круг", "близкий круг", "дальний круг"), проводили один и тот же вызов на эти объекты и описывали результаты - наличие или отсутствие результата и скорость реакции объекта на вызов.
Именно такие эксперименты создают научный вклад в изучение магии. Причем важнейшая часть этих исследований именно в фиксации результатов и осмысливании их причин.Исследования по их характеру можно разделить на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные и т. д.
Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знании.
Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.
Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки... Как и междисциплинарные, эти исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин.
Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.
Однофакторное, или аналитическое, исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.
Любое исследование включает в себя ряд необходимых этапов. На каждом этапе решается определенная задача.
Исследование начинается с постановки задачи: что неизвестно?
На следующем этапе ученый анализирует доступную информацию по изучаемой проблеме. Может оказаться, что эта проблема уже решена или существуют аналогичные исследования, не приведшие к окончательному результату. Если ученый сомневается в результатах, полученных ранее, он воспроизводит исследование по методике, предложенной его предшественниками, затем анализирует методы и методики, которые ими применялись для решения этой или аналогичных задач. Наиболее творческий момент исследования заключается в изобретении оригинальной методики. Зачастую методическая находка преобразует научную область и порождает новое направление.
Следующим очень важным этапом является формулировка предположений — гипотез. Для их проверки строится план научного исследования. Он включает в себя выбор объекта — группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент или за которыми будет вестись наблюдение. (В данном случае автор пишет о применении исследования в области психологии. В магии можно выбирать как живые, так и неживые объекты; как физические, так и энергетические; а также различные аспекты реальности - в том числе связи, взаимодействия, ситуации. - прим. Нумы) Уточняется предмет исследований — часть реальности, которая будет изучаться. Выбирается место и время исследований и определяется порядок экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента.
Проведение исследований по намеченному плану — следующий этап. В ходе реального эксперимента всегда возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта. (Видимо, постоянные отклонения от замысла свойственны именно автору или его коллегам - магам это необязательно и даже подозрительно с точки зрения возможного наличия магических помех. - прим. Нумы)
После фиксации результатов эксперимента проводится первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. На основе уточненной теории делаются новые выводы и предсказания.
Снова вышеизложенное описание очень напоминает обычное течение работы мага со сложным объектом:1. Постановка задачи поиска причин неудач.
2. Поиск доступной информации о возможных причинах (как от коллег, так и с помощью диагностики или осмысления ситуации и свойств объекта).
3. Выдвижение предположений и выбор способов проверить эти предположения.
4. Проверка предположений на практике.
5. Анализ неудачного результата или фиксация успешного. Выводы о применимости данных методов и знаний в аналогичных возможных ситуациях.
Исследования по цели их проведения можно разделить на несколько типов.
К первому типу относятся поисковые исследования. Хотя название звучит тавтологично, под ним подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом. Иногда аналогичные исследования называют исследованиями «методом тыка»: «Попробуем так, может, что-то и получится». Научные работы такого рода направлены на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области.
Второй тип — критические исследования. Они проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.
Большинство исследований, проводимых в науке, относится к уточняющим. Их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.
И, наконец, последний тип — воспроизводящее исследование. Его цель — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование — основа всей науки. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, т.е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.
Из описания типов целей проведения исследований понятно, что в магии чаще всего используются
поисковые исследования (собственный поиск магом возможности добиться определенного результата в условиях недостаточности имеющихся методов) и
воспроизводящие исследования (попытка точного повтора результата, полученного раннее другими магами).
Дальнейшие несколько фраз будут смешными для мага:Теория естественнонаучного исследования опирается на ряд очевидных предположений.
Во-первых, мы считаем, что время непрерывно, направлено от прошлого в будущее. События необратимы. Следствие не может быть раньше причины.
Во-вторых, мы полагаем, что пространство, в котором происходят события, изотропно. Процесс в одной из областей пространства происходит так же, как в любой другой области.
Наконец, мы предполагаем, что события в мире происходят независимо от нашего знания о них. Мир реален и объективен.
Данные "очевидные" для не-магов предположения стоит учитывать или не учитывать в каждом конкретном случае проведения воздействий. В принципе, эти предположения справедливы для частного случая влияния в условиях одной и той же реальности в направлении будущего без затрагивания причин и следствий чего-либо в оговоре и вне рамок теории о том, что все сущее - порождение сознания влияющего (я имею в виду случаи, когда мы меняем события, используя свое незнание о чем-то как опору для возможности изменить варианты реальности - то есть, "балуемся" с котом Шредингера).
Получаемый исследователем научный результат в идеале не должен зависеть от времени, т.е. явление, закономерность, закон инвариантны относительно времени. И завтра, и послезавтра, и через энное количество лет время ...(установленные данные)... должны варьировать в экспериментально установленных на сегодняшний день пределах.
Исследователь должен быть убежден, что найденная им закономерность справедлива и для ...человека, живущего в Лондоне, и для жителя Москвы (с поправкой на особенности самого исследуемого объекта). В любом случае последовательность этапов решения задачи, а именно — постановка задачи, анализ условий, инкубация, выдвижение гипотез, функциональное решение, конкретное решение, проверка решения и доказательство, должна быть одной и той же. Российский ...(ученый), использующий в своих исследованиях определенную последовательность этапов решения задачи, должен получить те же данные, что и его британский коллега, работающий по той же методике.
Для магов это значит, что - при подобных условиях, исходных данных и объектах воздействия - одно и то же воздействие (обряд, формула) должно давать подобный результат. Темы о применениях определенных формул описывают, что в магии работает это условие. Вызовы вызывают, привороты привораживают, а чистки чистят у магов из разных стран и языковых культур. Разница в столетия по времени применения дает схожий результат у фольклорных обрядов.
Наконец, научное знание интерсубъективно, т.е. научный результат не должен зависеть от личности исследователя, его мотивов, намерений, интуиции и т.д. Научное знание не объективно в том смысле, что может существовать без его носителей, без людей, обладающих квалификацией и способностями понимать и добывать это знание, оно имеет объективный источник — внешний по отношению к субъекту познания мир.
В принципе, и эти условия в магии соблюдаются. Для произведения магического воздействия нужен маг (обладатель магической силы и знаний, как ее применять), но один и тот же обряд дает схожий результат у магов разного пола, возраста, мировоззрения.
Итак, научный результат должен быть инвариантным относительно пространства, времени, типа объектов и типа субъектов исследования, то есть объективным. До недавнего времени предполагалось, что научный результат не должен зависеть и от метода, т.е. от действий, которые производит исследователь с изучаемым объектом. Однако «квантово-механическая революция» в научном мышлении, происшедшая в начале XX в., породила иной подход.
Известный методолог М. Бунге ввел различие между науками, где результат исследования не зависит от метода, и теми науками, где результат и операция с объектом образуют инвариант: факт есть функция от свойств объекта и операции с ним. К последнему типу наук принадлежит и психология. Поэтому чрезвычайно важно в научной публикации давать описание метода, с помощью которого получены данные.
В магии, скорее, нет зависимости от метода. Отжиг свечой, выкатка яйцом, смыв водой, руническая чистка - могут дать сходный результат при определенных условиях (например, при снятии сглаза). Выбор методов в магии зависит от исходных условий (состояния объекта влияния) и способностей (предпочтений) самого мага.
Следующая выдержка дает некоторую индульгенцию на не совпадающие результаты и одновременно объясняет скептикам, почему идеального совпадения результатов трудно добиться:Требования, которые я привел выше, относятся к идеальному исследованию и его идеальному результату. В реальности же разные моменты времени не идентичны, развитие мира необратимо: он — иной в каждый следующий момент времени. Пространство не изотропно. Нет двух идентичных объектов, которые можно было бы включить в класс эквивалентности. Все люди уникальны, каждый со своей, не похожей ни на чью другую судьбой. Даже однояйцевые близнецы рождаются в разные моменты времени. Тем более уникальны исследователи. Поэтому-то невозможно полностью адекватно воспроизвести эксперимент в других условиях. Личностные черты экспериментатора влияют на ход исследования, на его отношения с испытуемыми, на точность регистрации и на особенности интерпретации данных.
Реальное исследование не может (да и не должно) полностью соответствовать идеальному. Отклонения от идеального исследования, которые в процессе деятельности психолога возникают неизбежно, порождены особенностями мира, в котором мы живем. Нельзя добиться полного соответствия идеала и реальности, даже в ходе научных изысканий. Другое дело, что научный метод должен давать результат, максимально приближенный к идеальному. Мы всегда вынуждены говорить об измерениях, относящихся к разным моментам времени, как о проводимых одновременно. Уникальные объекты мы рассматриваем как эквивалентные друг другу, абстрагируясь от их особенностей. Ситуации, условия проведения разных серий исследования мы полагаем идентичными...
Для уменьшения влияния отклонений идеального исследования от реального используются особые методы планирования эксперимента и обработки полученных данных. Термин «реальное исследование» может навести на мысль о том, что эта процедура полностью охватывает природный процесс, однако на самом деле такое представление — иллюзия. В ходе любого «реального исследования» ученый искусственно вычленяет, принимает во внимание некоторую часть реальности, абстрагируясь от других существенных ее сторон. Эта часть реальности, принимаемая в качестве предмета исследования, как бы «контролируется» экспериментатором. Кроме того, условия, в которых проводятся исследование или наблюдение, экспериментальное воздействие, отбор испытуемых, являются факторами, влияющими на результат — на поведение испытуемых и фиксацию параметров наблюдаемого поведения. Поэтому следует различать явления и процессы, происходящие в реальности, и их аналоги, которые мы наблюдаем или воспроизводим в ходе исследования.
Некотрые понятия:Соответствие реального исследования идеальному будем называть внутренней валидностью.
Соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности назовем внешней валидностью.
И наконец, отношение идеального исследования к реальности можно охарактеризовать как теоретическую, или прогностическую, валидность, поскольку план «идеального исследования» строится исходя из теоретической идеализации реальности — гипотез исследования.