Славянская мифология. Источники.

Модератор: Nooma

Славянская мифология. Источники.

Сообщение Nooma » 03 апр 2015, 22:38

О религии древних славян почти ничего не известно: первые отрывочные сведения о славянской культуре в письменных источниках появляются лишь после их выхода к границам Византийской империи в VI веке.
Единственным убедительно реконструируемым общеславянским божеством является Перун (*Perunъ), бог грома и молнии. Судя по всему, именно его имел в виду Прокопий под «творцом молний, владыкой над всеми». Это божество сохранилось лучше всего у восточных славян и приобрело, кроме указанных, ещё и черты бога-покровителя князя и дружины.

Как показал в своём исследовании Л. Мошинский, праславянскими являются такие понятия, как дух, душа, навь («мертвец»), рай («потусторонний мир»), волкодлак («оборотень»), упырь («вампир»), треба («жертвоприношение»). При этом языческое понимание души не следует смешивать с христианским. Душа была не какой-то абстрактной нематериальной сущностью, душой была сама личность человека, которая после смерти становилась навью, перейдя в иной мир, рай. При этом, как отмечает О. Н. Трубачёв, среди европейцев, принявших христианство, только у славян понятие «рай» (праслав. *rajь) было исконным, а «ад» — заимствованным.


Тексты византийских авторов VI—X веков:

Прокопий Кесарийский
Его самым крупным по объёму произведением являются «Войны» в восьми книгах, описывающих кампании Велизария, в которых автор принимал непосредственное участие: «Война с персами», «Война с вандалами» и «Война с готами». В этих книгах кроме политических и военных сведений, касающихся Византийской империи, содержится и масса данных по этнографии народов и географии областей, посещавшихся Прокопием, психологические портреты участников событий и бытовые зарисовки.

Одним из первых письменных описаний религии древних славян является описание византийского историка Прокопия Кесарийского (VI век) (Прокопий Кесарийский. Война с готами. Книга VII (книга III Войны с готами)):
Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один из богов[15], творец молнии, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.



Феофилакт Симокатта
Симокатта занимался сначала лёгкими литературными работами, позже подошёл к созданию серьёзного труда «История правления императора Маврикия» в восьми томах. «История», по всей видимости, написана около 630 года, поскольку упоминает войну с Персией (602—628), но не сообщает о войне с арабами (началась в 634). Симокатта пользовался более ранней историей византийско-персидских войн Иоанна Эпифанского, большая часть которой утрачена. Большой популярностью пользовались его книги вымышленных писем.
...
Феофилакт Симокатта не упоминает ещё хазар, однако пишет о гуннах и тюрках (для конца VI в.). Описывает он религию тюрок: «Тюрки превыше всего чтут огонь, почитают воздух и воду, поют гимны земле, поклоняются же единственно тому, кто создал небо и землю и называют его богом. Ему в жертву они приносят лошадей, быков и мелкий скот и своими жрецами ставят тех, которые, по их мнению, могут дать им предсказания о будущем».

Довольно обширные сведения Феофилакт даёт о славянах, рассказывая об их быте и сообщая имена их вождей. Он также упоминает о «Склавинии» как об особой территории за Дунаем, тем самым свидетельствуя, что славянские племена имели вполне четкие границы. Иногда Симокатта отождествляет славян с готами (или гетами), в то время как другие авторы называли их скифами или объединяли с аварами. Это может говорить о том, что в VI—VII указанные народы представляли собой антивизантийскую коалицию и находились на одной стадии социально-экономического развития, что и позволяло историкам того времени смешивать их.


Константин Багрянородный
Константин VII также известен как один из образованнейших людей эпохи, покровитель и издатель компилятивных сборников, автор сочинений «О фемах», «О церемониях», «Об управлении империей», являющихся важнейшими источниками для изучения истории Византии, Киевской Руси и других стран.
Он, в частности, описывает («О церемониях»), визит княгини Ольги в Константинополь (957). Девятая глава «Об управлении империей» (около 950) содержит краткое описание экономического и политического устройства Руси.


Лев Диакон
Он сопровождал императора Василия II в его походах, в 986 чуть не погиб в бою с болгарами.
...
«История» Льва Диакона в 10 книгах описывает события 959—976, но содержит ряд экскурсов в прошлое и фактов из времен до 989—992, когда, скорее всего, она и была составлена. В отличие от более ранних историков и ряда современников, Лев Диакон не был простым хронистом и компилятором, а старался дать событиям свою оценку и определить их причины и следствия, чему способствовал выбранный им жанр исторического повествования. Лев Диакон противопоставлял славные дни Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия неудачному началу правления Василия II. Поэтому, вероятно, при его царствовании рукопись так и не вышла в свет, а её продолжение после 976 сам автор счел преждевременным, ожидая скорого падения Василия в результате мятежей, чего так и не случилось.

На русский язык «История» была переведена дважды: в 1820 (Д. Попов) и в 1988 (перевод М. М. Копыленко, комментарии М. Я. Сюзюмов).


Западноевропейские авторы IX—XIII веков:

Баварский Географ, Титмар Мерзебургский, Гельмольд, Саксон Грамматик

Арабские авторы IX—XIII веков:

аль-Масуди, Ибн Фадлан, Ибн Русте

Древнерусские, западнославянские и южнославянские источники XI—XV веков:

Козьма Пражский с его «Чешской хроникой»

летописи
Один из важнейших источников по славянской (точнее древнерусской) языческой мифологии — это летописный рассказ о так называемой «языческой реформе» князя Владимира Святославича, когда он установил в Киеве идолы шести важнейших божеств:
И нача къняжити Володимеръ въ Кыевѣ единъ, и постави кумиры на хълмѣ вънѣ двора теремьнаго, Перуна древяна, а главу его сьребряну, а усъ златъ, и Хърса и Дажьбога и Стрибога и Сѣмарьгла и Мокошь
(И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь.)

Существует огромное количество интерпретаций данного фрагмента «Повести временных лет» — начиная от функций божеств и заканчивая их числом.


Фрагмент Ипатьевской летописи под 1114 годом, являющийся вставкой из славянского перевода «Хроники» византийского историка Иоанна Малалы, примечателен прежде всего упоминанием имён Сварога и Дажьбога. Славянский переводчик перевёл таким образом соответственно имена Гефеста и Гелиоса, поэтому можно говорить о какой-то связи с огнём и, возможно, кузнечным ремеслом Сварога, и о солярном характере Дажьбога. Сам сюжет мифологической вставки из «Хроники» в летопись не может ничего рассказать о собственно славянской мифологии. На то есть две причины — во-первых этот текст является почти дословным переводом с греческого, а во-вторых он был переведён только в XIII веке, когда о языческих богах и мифах сохранились лишь отрывочные воспоминания.

Другой примечательной чертой данного источника является тот факт, что в нём содержится единственное упоминание Сварога вообще в источниках. Исключительная популярность данного божества в современном неоязычестве объясняется тем, что оно было возведено на невиданные высоты необоснованными учёными спекуляциями. Н. И. Зубов в противовес им считает, что данное божество вообще является плодом фантазии переводчика «Хроники» — он восстановил Сварога, как отца Сварожича, хотя имя Сварожич на деле может вовсе и не быть отчеством.


договоры
Кое-что о представлениях славян может рассказать древнерусская летописная клятва:
Аще ли тѣхъ самѣхъ преже реченыхъ не съхранимъ... да имѣемъ клятву отъ Бога, в ньже вѣруемъ, отъ Перуна и отъ Волоса, скотия бога, и да будем злати, якоже злато се, и своимь оружиемь да исѣчени будемъ.
(А если выше сказанного не выполним… да будем прокляты Богом, в которого веруем, Перуном и Волосом, скотьим богом, то пусть будем желты, как это золото, и да будем посечены своим оружием.)

Данная клятва объясняется тем, что покойники славянами мыслились, как правило, жёлтыми, поэтому в данном случае слова «будем желты» имеют прямое значение «пусть умрём». В связи с этим следует отметить, что золотой цвет часто имеют подземный мир или тридесятое царство в русских волшебных сказках, а также жители этого потустороннего мира. Данная мифологема встречается, вероятно, и у других индоевропейских народов (ср. золотой чертог Одина).
Совместное упоминание Перуна и Волоса в этой клятве дало почву для многочисленных спекуляций — некоторые Перуна сопоставляют с оружием и войной, а Волоса — с золотом и торговлей, кто-то связывает Перуна с правящей верхушкой (или варягами-русью), а Волоса — с простым народом (славянами и даже финнами), другие вообще противопоставляют Волоса Перуну.


Самые ранние сведения о божествах древнерусского язычества могут дать материалы договоров Руси с византийцами, заключённых после походов в 945 и 971 годах. Заключение этих договоров описано в древнерусских летописях, и там интересны прежде всего клятвы, которые давали русичи.
Вот фрагмент договора 945 года:
И иже помыслять отъ страны Русьскыя раздрушити таку любъвь... елико ихъ есть не крьщено, да не имуть помощи отъ Бога, ни отъ Перуна, да не ущитяться щиты своими, и да посѣчени будуть мечи своими и отъ стрѣлъ и отъ иного оружия своего, и да будуть раби въ сь вѣкъ и въ будущии.
(И если кто с русской стороны помыслит разрушить такую любовь… то некрещёные да не получат помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся щитами своими, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами в этой жизни и в загробной. )

Далее описывается, как при заключении договора русичи-язычники клянутся, положив свои щиты, обнажённые мечи, обручи и прочее оружие. Позже князь Игорь был приведён к присяге греческими послами — он пришёл со своими людьми-язычниками на холм, где стоял Перун, и они сложили своё оружие, щиты и золото, и присягнули. Судя по клятве, у русичей имелось представление о загробной жизни и о возможности рабского состояния в ней.

(Прим. Нумы: видимо, перевод неточен. Во всяком случае, логичнее было бы "въ сь вѣкъ и въ будущии" перевести как "в этот век (возраст, жизнь) и в будущие", то есть, скорее всего, тут показана идея перерождения душ, как в индуизме.)

поучения и наставления против язычников (Кирилл Туровский, Кирик Новгородец и другие)
Древнерусские поучения против язычества интересны тем, что отражают верования не только правящей верхушки, но и простого народа, так как адресованы именно ему. В этих поучениях перечисляются основные языческие божества, мелкие мифологические персонажи, а также некоторые народные обряды и праздники, которые автор-церковник по тем или иным причинам считает языческими. Интересно, что большинство поучений являются переводами с греческого, и в них обычно не различается греческое и славянское язычество. К наиболее известным поучениям относятся «Слово некоего христолюбца», «Слово о том како первое погани сущее язицы кланялися идолом», «Слово Григория Богослова о том како погани сущее языци кланялися идолом», «Слово Иоанна Златоуста о христианстве», «Слово Св. Отец како житии християном».

Из «Слова некоего христолюбца и ревнителя правой веры» XIV-XV веков известно следующее:
…Тако и се крестьянинъ, не мога терпѣти крестьянъ, двовѣрно живущих, вѣрующе в Перуна и Хорса и въ Мокошь и в Сима и въ Рьгла и в вилы, их же числом тридевять сестрѣниць, глаголють бо невѣгласни, то все мнять богынямі, и тако покладывають им требы и куры им рѣжуть, огневи ся молять, зовущи его Сварожицемь, и чесновитокъ богомъ творять, егда у кого пиръ будеть, тогда же и кладуть въ ведра и въ чаши, и тако пьють, веселящеся о идолѣхъ своих.
(…Так и этот христианин не мог терпеть христиан, двоеверно живущих, верящих в Перуна, Хорса, Мокошь и Симаргла, в вил, которых, как говорят невежественные, тридевять сестриц, считают их богинями и приносят им жертвы и режут кур, молятся огню, называя его Сварожичем, обожествляют чеснок, и когда у кого будет пир, тогда кладут его в вёдра и чаши, и так пьют, веселясь о своих идолах.)

...Того ради не подобает крестьяномъ игръ бѣсовскых играти, иже есть плясание, гудба, пѣсни бѣсовскыя и жертва идольская, иже моляться под овиномъ огневи и виламъ и Мокоши, Симу, Реглу и Перуну и Волосу, скотью богу, роду и рожаницамъ и всѣмъ тѣмъ, иже суть имъ подобни.[
(…Поэтому не подобает христианам посещать бесовские игрища, которые заключаются в плясках, гудении, пении бесовских песен и принесении жертв идолам, когда молятся под овином огню, вилам, Мокоши, Симарглу, Перуну и Волосу, скотьему богу, Роду и рожаницам и всем тем, которые им подобны.)

Кроме того, судя по поучениям, древние восточные славяне поклонялись грому и молнии, деревьям, камням, рекам и источникам, упырям, берегиням и покойникам. Упоминаются народные обряды с элементами язычества в Святки, Великий Четверг, Семик, Ивана Купалу и прочие праздники. Эти же «суеверные» обряды осуждаются и постановлением Стоглавого собора 1551 года, данные которого по существу практически не отличаются от этнографических материалов 2 пол. XIX — нач. XX веков.

В письме митрополита Макария 1534 г. Ивану Грозному сообщается[67] о том, что «скверные мольбища идольские сохранялись и до царства великого князя Василия Ивановича», а также, что в качестве мольбищ используются «лес и камни и реки и болота, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды и озера».


вставки в переводную литературу, в том числе в апокрифы
«Слово о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» является уникальным памятником древнерусской эпической традиции. Оно содержит немало мифологических данных, прежде всего ряд имён языческих богов, хоть и было создано уже в XII-XIII веках.
Сказитель Боян в «Слове» называется внуком бога Велеса:
Чили въспѣти было вѣщей Бояне, Велесовь внуче!
(Или бы так воспел ты, вещий Боян, Велесов внук)

Исходя из этого отрывка Велеса иногда считают древнерусским языческим покровителем поэзии и певцов-сказителей.

Ветры в «Слове» называются внуками Стрибога:
Се вѣтри, Стрибожи внуци, вѣють съ моря стрѣлами на храбрыи плъкы Игоревы!
(Это ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы!)

На основании данного отрывка Стрибога считают богом-повелителем ветров.

Русский народ, от князя до земледельца, в «Слове» называется внуками Дажьбога:
Тогда при Олзѣ Гориславличи сѣяшеться и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждь-Божа внука, въ Княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомъ скратишась. Тогда по Руской земли рѣтко ратаевѣ кикахуть...
(Тогда, при Олеге Гориславиче, разоряла, раздирала усобица, погубляла добро Даждьбожа внука. В княжих крамолах век человеческий сократился. Тогда по русской земле редко пахари покрикивали…)

Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука...
(Сгубила усобица силу Дажьбожа внука…)

На основании этих двух отрывков можно сказать, что Дажьбог вообще был довольно значимым божеством в Древней Руси, олицетворявшим благополучие, мир и единство Русской земли.

Упоминается в «Слове» и другое солярное божество:
Изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хърсови влъком путь прерыскаше.
(Из Киева, до петухов, добегал до Тмутороканя, великому Хорсу волком путь перебегал!)

Князь Всеслав Полоцкий, путешествуя на юг, пересекает путь видимого дневного движения бога солнца, именующиеся Хорсом. На основании этого можно говорить о том, что Хорс был олицетворённым солнцем в древнерусском язычестве.



Письменные источники XV—XVII веков и фольклорные источники XVIII—XX веков, которые менее приближены к язычеству, но содержат в себе ряд сведений более ранних, не дошедших до нас, источников.

Записи легенд, сказок, былин, заговоров, быличек и бывальщин, пословиц и поговорок, по которым возможно восстановить древние мифы.
Среди фольклорных сюжетов к язычеству обычно относят былины о Святогоре, Потыке, Вольге (Волхе), Микуле; сказки о Кащее Бессмертном, Змее Горыныче, Бабе Яге, Алёнушке и Иванушке. Трудность трактовки этих источников заключается в том, что на древние представления наслаиваются более поздние слои, измышления авторов, рассказчиков, собирателей фольклора. Среди авторитетных исследователей фольклора И. П. Сахаров, А. Н. Афанасьев, Д. К. Зеленин, В. Я. Пропп и другие. Хотя данные источники весьма спорные так как не всегда понятно-что является наследием народного христианства, что «язычества». А. А. Панченко, критикуя построения оторванных от реальности реконструкций архаики, пишет:

..у нас не так уж много методов для определения древности тех или иных явлений массовой (особенно — устной) культуры. «Архаизм» многих культурных форм, исследовавшихся отечественными этнологами и фольклористами, — это научная иллюзия. То, что считалось «наследием язычества», нередко оказывалось сравнительно поздним явлением, возникшим в контексте христианской культуры. <…> Думаю, что стремление к архаике является ещё одним способом конструирования «чужого» — этого «неясного объекта желания» колониальной антропологии.


В России XVI—XVII веков некоторые сведения записали западные дипломаты, военные и путешественники (Сигизмунд Герберштейн, Адам Олеарий и другие).

Археологические источники:
сведения раскопок культовых мест,
находки идолов
Изображение
Много данных о Вселенной древних славян может дать так называемый «Збручский идол», который из-за этого порой называют даже «энциклопедией славянского язычества». Данное четырёхгранное каменное изваяние ориентировано по сторонам света. Каждая его сторона разделена на три уровня — судя по всему, небесный, земной и подземный. На небесном уровне изображены божества, на земном — люди (двое мужчин и две женщины, как и божества), а в подземном — некое хтоническое существо, держащее на себе землю.

находки обрядовых предметов, украшений, языческих знаков, надписей с упоминанием о языческих богах или язычниках, остатки жертвоприношений и обрядовых действ. Значительный вклад в изучение языческих древностей внесли Л. Нидерле, А. Н. Лявданский, И. Херманн, Е. Кяссовская, Е. Гяссовский, В. Лосинский, А. Лапинский, В. Й. Мансикка, В. В. Седов, П. Н. Третьяков, Б. А. Рыбаков, И. С. Винокур, П. П. Толочко, Д. Н. Козак, Я. Е. Боровский, Б. А. Тимощук, И. П. Русанова, Н. И. Толстой, Л. С. Клейн и другие.

Сведения языкознания, сравнительного религиоведения и изучения мифологических сюжетов у других народов. Помимо всемирного авторитета в этой области Дж. Дж. Фрэзера, можно назвать С. А. Токарева, В. Н. Топорова и Вяч. Вс. Иванова.
Диагностика, гадание. Магическая помощь. nooma.magia@gmail.com
Аватар пользователя
Nooma
Магам можно все
 
Сообщений: 2557
Зарегистрирован: 22 мар 2014, 22:10
Откуда: Украина
Пол: Девушка
:-------------:
Отчет путешествий по реальностям: viewtopic.php?f=21&t=174

Re: Славянская мифология. Источники.

Сообщение Nooma » 20 янв 2016, 14:06

Статья на болгарском "Кто основал город Киев" содержит некоторые древнеславянские легенды и сведения о некоторых богах.
В частности, упоминается, что, по легенде, предками славян были бог Даждьбог и его жена Жива, у которых был сын Арий, а у него было дети - сыновья Кий, Щек и Хорив и сестра их Лыбедь.

Вся статья по ссылке: ССЫЛКА
Диагностика, гадание. Магическая помощь. nooma.magia@gmail.com
Аватар пользователя
Nooma
Магам можно все
 
Сообщений: 2557
Зарегистрирован: 22 мар 2014, 22:10
Откуда: Украина
Пол: Девушка
:-------------:
Отчет путешествий по реальностям: viewtopic.php?f=21&t=174

Славянские мифы о происхождении вселенной

Сообщение Nooma » 20 янв 2016, 14:57

Статья "Космогонические мифы": ССЫЛКА
Диагностика, гадание. Магическая помощь. nooma.magia@gmail.com
Аватар пользователя
Nooma
Магам можно все
 
Сообщений: 2557
Зарегистрирован: 22 мар 2014, 22:10
Откуда: Украина
Пол: Девушка
:-------------:
Отчет путешествий по реальностям: viewtopic.php?f=21&t=174


Вернуться в Славянское язычество

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Интеллектуальный каталог ресурсов интернет Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта