Волос ~ Велес — часто отождествляются, однако по источникам у них разные функции:
- Волос — «скотий бог», покровитель скота.
Из Киевского Синопсиса "О идолѣхъ Владимировыхъ":
Вторый идол бысть Волос, бог скотов.
- Велес — бог-покровитель сказителей и поэзии, бог магии и колдовства, покровитель магов.
Из Википедии:
Л. Нидерле, А. Л. Погодин, В. Й. Мансикка, М. Фасмер и Л. С. Клейн отделяют Велеса от Волоса. По мнению Г. Ловмянского, «Велес, скорее всего, был русским демоном, не имеющим ничего общего, кроме некой схожести в имени, со скотьим богом Волосом». Этимология имени Велес точно не выяснена. М. Фасмер предполагал связь Велес с велий (великий) по той же модели, что белесый ← белый. Ю. В. Подлипчук считает, что бога Велеса, в отличие от Волоса, вовсе не существовало, поскольку немногочисленные примеры употребления этого слова в древнерусских источниках гораздо лучше могут быть поняты исходя из семантики слова «великий». Так, например, Боян «Слова о полку Игореве», названный в нём «Велесовъ внуче», осмысляется не как внук некоего Велеса, а как «богатырей внук». Б. А. Успенский, хотя и употребляет иногда в своей книге, являющейся на данный момент самым подробным исследованием культа Волоса, написание «Волос ~ Велес» как дань авторитету В. В. Иванова и В. Н. Топорова, всё же придерживается написания «Волос».
В википедии пишут:
Сельскохозяйственные функции Велеса прослеживаются в обычае оставлять ему в дар несжатыми так называемых волоти, несколько стеблей злаков. Эта жертва называется «Волосовой бородкой».
Говорили "
оставить Велесу на бородку".
Я думаю, что имеется в виду другая функция этого бога - богатство. Зерно и богатство в древности были тесно связаны, поэтому дары в виде зерна, скорее всего, подразумевали в качестве отдачи от бога богатый урожай или достаток в дом хозяина.
Культ Велеса, наряду с культом Перуна, считается частью исследователей древнейшим общеславянским; имена этих божеств реконструируются на праславянском уровне. Имеются элементы системного противопоставления двух главных богов. Так, в договоре Руси с Византией 907 года Велес (называемый в Повести временных лет Волос) соотносится с золотом, а Перун — с оружием.
Не вижу в этих данных противопоставления. Есть разные функции богов - если Велес отвечает за богатство, плату "добром" (в смысле "деньги, доход, благосостояние"), то Перун отвечает за силу добыть или удержать богатство, плата "злом" (в смысле "возмездие, закон, наказание, воздаяние").
Из "КАБІНЕТНА МІФОЛОГІЯ Ю. Г. Писаренко. Велес-Волос в язичницькому світогляді Давньої Русі". - К.: Інститут археології НАНУ, 1997.
...давньорус. скотъ - гроші.
Словарь Даля:
Скотъ, стар. деньги. Ярославъ нача скотъ собирати, отъ мужа по 4 куны, отъ старостъ по 10 гривенъ, а отъ бояръ по 18 гривенъ…
Таким образом, Велес - бог богатства, бог денег, торговли, "мены".
С именем Велеса у славян связывалось звёздное скопление Плеяд (др.-рус. Волосыни, болг. Власците, серб. Влашићи).
В Слове о полку Игореве древний песнотворец Боян называется «Велесовым внуком»:
Чи ли въспети было, вещей Бояне, Велесовь внуче
Этот эпитет может говорить о функции Велеса как Бога мудрости, поэзии и обрядовой песни (издатели «Слова» усматривали здесь параллель со «скотьими» функциями Велеса и делали вывод о культе священного поэтического животного, подобного Пегасу.
ЭСБЕ. Россия, Санкт-Петербург, 1890—1907:
Волос или Велес — древнеславянское божество, до сих пор еще малоизученное.
Афанасьев считает его божеством туч, облаков, небесных стад, а затем и земных стад, скотоводства.
Кроме того, Велес, вероятно, был и богом плодородия, как это доказывает южнорусский обычай жнецов завязывать в начале или в конце жатвы пук не срезанных колосьев, что называется «завязывать бороду Волосу»; при этом поются разнообразные обрядовые песни.
В «Слове о Полку Игореве» Боян назван Велесовым внуком, что как бы указывает еще на его значение, как на славянского Аполлона.
Принятие Христианства не помешало народу удержать понятие об особенном покровителе рогатого скота, но имя его заменилось теперь именами Иисуса Христа, Ильи, Николы и наконец Власия; последнее произошло только благодаря случайному совпадению звуков. Буслаев в своих «Очерках» (т. I, стр. 364) говорит, что общеславянской эпохой была эпоха Сварога, названного у восточных славян Дажьбогом, а затем следует заключительная чисто русская эпоха Перуна и Велеса.
Существуют, однако, факты, противоречащие категоричности этого утверждения: так, Афанасьев приводит факт, что в Боснии существует гора Велес; у чехов известна пословица: «zaletět' někam za moře k Velesu», a в одной словацкой колядке, записанной у Сахарова (I, 24), слово велес употреблено в значении пастуха, а именно: «пасли овцы велесы при бетлемском шаласе».
Идолы Велеса.идол Велеса находился в Киеве «под горой», вероятно, на киевском Подоле, в нижней части города, то есть в торгово-ремесленной части Киева у пристани на реке Почайне. В «Житии Владимира» говорится, что этот идол был свержен во время крещения Руси в 988 году.: «А Волоса идола… веле в Почайну реку воврещи»
Среди шести богов киевского княжеского пантеона Велеса, несмотря на древность и всеобщесть его культа, не было. Похожая картина с «верхом» и «низом» имеется в Македонии, где есть город Велес, расположенный под холмом Ильи-пророка (перенявшего у Перуна функции громовержца), и в Хорватии, где есть посёлок Волоско под горой Перун. Это находило отражение и в социальном плане их культа: Велес считался богом «всей Руси», а Перун — преимущественно богом княжеской дружины.
В Ростове идол Велеса ещё в XI веке стоял на Чудском конце города. Об этом сказано в житии Авраамия Ростовского: «Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу»
Город Ярославль по позднему преданию сомнительной достоверности (впервые записанному в 1781 году) был основан в 1010 году на месте храма Медвежий Угол, который был посвящен Велесу, и в котором волхвы содержали священного медведя. «Сему же многоказненному идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури». Князь Ярослав Мудрый, правивший в Ростове, убил медведя и разогнал волхвов.
Согласно поздней литературной легенде, идолу Велеса поклонялось племя ильменских словен. В составленном в XVII веке рассказе о грамоте Александра Македонского, якобы данной предкам словен, говорится: «Сии ж князи словено-рустии… сию пречестнейшую епистолию почитаху вельми и обесиша ю в божницы своей по правую страну идола Велеса и честно покланяхуся ей, и праздник честен творяху в началный день примоса месяца».
В Великом Новгороде есть Церковь Власия, стоящая на Волосовой улице. Существует мнение, что именно на этом месте было капище Велеса. Возможно также, что оно располагалось на Перыни (юго-западное из трёх капищ), где позже была построена церковь, как полагает Б. А. Рыбаков, в честь св. Николая.
Сохранились капища Велеса в Волосовском районе Ленинградской области и Павлоградском районе Днепропетровской области.
Клятвы Велесом.Русские летописи по договорам Олега и Святослава с греками: В лето 6415 (911): «Цесарь же Леон с Александрьмь мир сьтвориста с Ольгьм, имьшеся по дань и роте заходивьше межю собою, целовавьше сами крьст, а Ольга водивьше на роту и мужа его по Русьскому закону и кляшася оружием своимь и Перуньмь, богьмь своимь и Волосьмь скотиемь богьмь и утвердиша мир». В лето 6479 (971). «…да имеем клятву от бога, в нь же веруем и от Перуна и от Волоса, скотия бога».
Культ Велеса.Праславянские формы *Velsъ, *Volsъ можно сопоставить с балтийским именем бога загробного мира Велсом, и родственным ему вяльнясом (чёртом), — покровителем скота (в основном лошадей и рогатого скота, включая коз) и игры на дудке. Это роднит его с греч. Паном, рим. Фавном, инд. Пушаном. В ведийской мифологии с Велесом сближают демона Валу, пожирающего скот. Согласно В. В. Иванову и В. Н. Топорову, в реконструируемом «основном мифе» Велес был противником Перуна-громовержца, похищающим его стада́.
Христианская традиция не полностью ассимилировала образ Велеса. Сохранилось представление о нём как о злом духе, чёрте: русские диалектные ёлс, волосатик, волосень — «нечистый дух, чёрт», чеш. Veles — «злой дух, демон» (XVI—XVII века).
Часть функций Велеса взял на себя св. Николай Чудотворец, который покровительствовал богатству и торговле, а также считался в представлении русских хозяином подземного и морского миров.
В христианскую эпоху Велес, благодаря звуковой близости имён и совпадению некоторых черт культа, слился с христианским святым Власием, покровителем скота. Вариант Волос осознавался как полногласный вариант к Власий. Уже в третьей четверти XI века в берестяной грамоте церковного содержания в перечне святых фигурирует Волос. Во вкладной грамоте Варлаама Хутынского (конец XII века) фигурирует человек по имени Волос — неясно, это дохристианское имя или уже просто то же, что Влас.
Остатки культа Велеса (обычно в синкретичном виде с культом святого Власия) сохранились на русском Севере, где известны идолы Велеса/Волоса и предания о капищах в честь него; для реконструкции культа имеют значение народные иконы св. Власия, фольклорные молитвы и заговоры с его именем. Его культ иногда сближается с культом медведя как «хозяина» животных. В связи с этим следует отметить, что медвежий культ Велеса или его балтского аналога существовал у днепровских балтов железного века, в том числе в юхновской культуре. Сохранилась русская народная сказка, где медведь предстает в виде демонического лесного царя, собирающего дань с людей