Сравнительный анализ рун англосаксонской и исландской традиц

Модераторы: Nooma, Нейтрино

Сравнительный анализ рун англосаксонской и исландской традиц

Сообщение Нейтрино » 24 мар 2015, 14:20

Вот, нашла на просторах. Интересно и познавательно, на мой взгляд, достойно обсуждения.
взято отсюда ССЫЛКА


Как известно, со времён начального Футарка, называемого также Старшими рунами, руническая традиция пошла двумя путями. Германские племена англов, саксов, фризов и ютов, поселившись на Британских островах и вступив в контакт с кельтами и пиктами, продолжали активно использовать руны в магических и мантических целях. Мастера рун Британии дополнили Футарк, который состоит из 24 рун – три «атта» - восьмёрки, ещё девятью рунами, которые стали известны, как «англосаксонские младшие руны». У многих исследователей неоднократно возникало искушение «забыть» одну из младших рун – таким образом, их становилось восемь, и можно было утверждать, что древние англосаксы составили ещё один «дополнительный атт» - ведь число «восемь» значит в рунической традиции очень многое. Но младших рун именно 9, девятка тоже имеет сакральное значение, а вместе с рунами Футарка их 33 – тоже хорошее число. Интересно, что в современном русском и украинском алфавитах букв тоже 33. Но это так, лирическое отступление.

Платов, например, говорит, что англосаксонская руна Квёрф ((c)weorth) – «Огненный Вихрь» – это «модификация» англосаксонской руны Эар (ěar) – «Прах, Могила». Да, иногда они схожи по начертанию. Но абсолютно различны по значению. Древнее слово cweorth или weorth, как оно ещё пишется, можно соотнести с современным английским weather – погода, буря, вихрь – в т.ч. и «огненный вихрь» - т.е. «буря с молниями». В мифологии огненный вихрь – буря с молниями часто отождествляется с воздушным крылатым огнедышащим змеем – драконом/Змеем Горынычем/Огненным Змеем и т.д.
Это есть и у славян, и у германцев, и у других арийцев.

Так же нельзя «забывать» и руну Кальк, хотя по начертанию она – перевёрнутая старшая руна Альгиз «Тростник, Лось, Защита». Значение Кальк – «Мел, Известняк, Кубок». Можно сказать, что младшие руны разрабатывались для «прикладной магии», и каждая служила определённой цели. Так, Кальк связывают с мистериями Грааля, в контексте Чаши и сокрытой пещеры.

Следовательно, британские маги сохранили Футарк (причём не только значения рун, но и их начертание, иногда слегка искажая их в различных вариациях рунических строев, например Темзские Руны, Фризские Руны и т.д.), более того, они дополнили его 9 своими рунами. Кроме трёх уже названных, это: Ос – «Уста» (в различных значениях: рот, язык, речь, слово, заклинание, устье реки… иногда и как «бог», т.е. Ас – сливаясь в значении со старшей руной Ансуз); Ак – «Дуб» (дерево Тора - Громовика, так же как у славян – Перунов Дуб); Ир – «Лук» (иногда и в значении «золотое украшение, предмет из золота», но основное – лук, часто изображался стилизованный лук с наложенной на тетиву стрелой); Йор – «Змей» (Змей не летающий, огненный, но подземно-подводный, «линдворм», хтоническое божество Нижнего Мира, явная ипостась скандинавского Йормунганда – Змея - Обвивающего - Мир); Стан – «Камень» (тут всё понятно, современное английское слово stone, значение краеугольного камня. Но интересно начертание руны – это «замкнутая» старшая руна Перт – «Тайна, чаша для жребия». Таким образом, Стан можно трактовать, как «нераскрытая (спрятанная) тайна». «Нем, как могила» - а камень, это ещё и «могила» - «надгробный камень». Перевернуть камень (и найти нечто под ним) – разгадать тайну. Выражение в английском языке to leave no stone unturned – «использовать все возможные средства для решения задачи», буквально же – не оставить ни одного камня неперевёрнутым). И наконец, the last but not the least, как говорят сегодня потомки тех англосаксов, Гар «Копьё». Причём копьё в первую очередь не просто как оружие, но как сакральный символ – Копьё Одина, именем Гунгнир, которое суть тот же ясень Иггдрасиль – Мировое Древо. У кельтов – копьё Ассал бога Луга. Символ связующего звена, завершённости. Кстати, Гар – ромб «перечёркнутый» косым крестом часто встречается в славянской символике, особенно в традиционной вышивке – одни корни, что и говорить…

Младшие англосаксонские руны (позволю себе несколько уйти в сторону) имеют интересную связь с традицией Грааля. Я имею в виду, конечно, не поздний «христианизированный» Грааль – а кельтскую традицию некого вместилища священного знания, с которой соприкоснулись германские племена, и которой, разумеется, нашлась аналогия в германских мифах (например, котёл с мёдом поэзии) – но чему удивляться, единый арийский корень. Если в поздних версиях Грааль однозначно трактуется только как Кубок, то в более ранних – он появляется и Камнем, и Копьём, и Мечом. А иногда и всеми четырьмя артефактами вместе, как некая совокупность, которая полностью раскрывается только тогда, когда собрана воедино. И, думаю, неслучайно руны Кубка, Копья и Камня появились именно на Британских Островах. Однако, как же быть с мечом? Для «Меча» особой руны ни в Старшем, ни в Младшем Футарке нет. Но есть старшая руна Тейваз – Тюр, смелейший из Асов, любящий Правду. Тюр – Однорукий. Он дал свою правую руку в пасть Волка, наперёд зная, что рука будет откушена. Но сделал это ради общего блага, чтобы Волк был связан. Одновременно он на собственном примере максимально доходчиво иллюстрирует, как карается нарушение Слова – ведь Тюр, это бог не только воинской доблести, но и соблюдения правосудия (покровитель судебного поединка), соблюдения данного слова и верности клятвам (Асы поклялись Фенриру – Волку, что развяжут его – и рука Тюра была тому залогом). Это – голос тех времён, когда выражение «даю голову на отсечение!» (или руку, или ещё что-либо, вспомним шекспировское pound of flesh) не было пустым сотрясением воздуха.
Однорукость Тюра – это сакральное увечье, когда жертвуешь чем-то в обмен на что-то, в данном случае – Доблесть и верность принципу соблюдения Слова, даже данного врагу, особенно данного врагу. Также, как одноглазость Одина – жертва за Мудрость. Один вырвал себе глаз и отдал Мимиру, как плату за право выпить из источника мудрости у корней Иггдрасиля.

Это ещё одно напоминание о том, что языческая традиция – это не «благостные эзотерические бирюльки», это – учение о мире, как Круговороте, в котором поддерживается определённое равновесие, справедливость. Справедливость, подчас, кровавая и жестокая.

Оружие Тюра – меч. С Тюром вообще связывают железо. Меч – с ним выходят на судебные поединки на тинге – вече. Меч во всех традициях – символ воинской доблести.
У Тюра есть «двойник» в кельтской мифологии – бог Нуаду, обладатель волшебного меча – и тоже однорукий. Наконец, руна Тюра имеет и значение «Воин». А «воин» и «меч» – часто взаимно заменялись. Отряд в 50 мечей – т.е. в 50 воинов, также как в более поздние времена «в 50 сабель» - про конников и «50 штыков» - про пехотинцев.

Таким образом, руна Тюр могла быть четвёртым символом в этой комбинации: Кубок, Камень, Копьё, Меч. Впрочем, это гипотеза. Обряды Грааля всегда скрывались с особой тщательностью.

* * *

Второе направление развития рунической традиции – скандинавское. По каким-то причинам, возможно из-за грубого, очень часто кровавого и перераставшего в настоящий геноцид, насаждения христианства руническая традиция здесь была во многом утрачена. Руны десакрализировались, они перестали широко использоваться в магических и гадательных целях, превратились в «просто алфавит». Впрочем, скандинавам всё же «повезло» больше, чем славянам и балтам, о сакральной письменности которых остались только смутные свидетельства («черты и резы», например). Чего стоит хотя бы «крещение» Новгорода, этого древнего священного центра славян, почти равного с Киевом, когда «миссионерами» были совершены массовые убийства волхвов, а все предметы, связанные с языческой мудростью, безжалостно уничтожались. Новгородцы восстали, защищая веру в родных богов – и были уничтожены. Массовые побоища горожан, «поток и разграбление». Да, за всё нужно платить. За гордость и верность тоже.

В этом плане, исландцы, обитатели острова, который с начала викингской колонизации в 9 веке славился своей магией, поступили мудрее. В ожидании «миссионеров» с большой земли, они собрали в 1000 г. альтинг – всенародное вече со всего острова и постановили не оказывать вооружённого сопротивления, «христианизироваться» для пришлых – а самим спрятать всё связанное со старыми богами. Именно благодаря этому Исландия стала оазисом сохранившейся языческой культуры, подлинной Ultima Thule, каковой её и считали ещё со времён Древней Греции во всём оксидентальном мире.

После утраты сакрального значения в «большой Скандинавии», количество рун сократилось до 16, и даже до 15 знаков. Начертание их исказилось, значение часто забывалось. Впрочем, первые шесть знаков всегда были те же, как дань полузабытой традиции, отсюда и Футарк, собственно. И то, что вначале было 24 знака, которые делились на три группы по 8 – эта информация также сохранилась. Хотя в новое время и эти знания были утрачены, например, известный германист 19 века Вильгельм Гримм писал в своих работах, что 16-знаковый Футарк древнее, и только в 20 веке это заблуждение было опровергнуто учёными. Именно деградировав в «скоропись» рунический строй сократился. Так происходит часто. Если взять современный русский алфавит – он довольно упростился по сравнению с 1913 г., я уже не говорю о древней кириллице.

Так вот, в средневековой «Исландской рунической поэме» перечисляются 24 руны. Знающий Футарк легко может увидеть, что «исландский вариант» состоит из двух частей: старого и нового строя. 15 рун старшего Футарка + 1 англосаксонская – и 8 «оригинальных» исландских рун. Как же могла сложиться такая ситуация?

Думаю, в 9 веке руны попали в Исландию уже в искажённом варианте и в составе 15 знаков. Но ревнители традиции понимали, что это только фрагмент знания. У них была информация о 3 аттах – восьмёрках, существовавших вначале. У Исландии была довольно оживлённая морская торговля с Британскими Островами – следовательно англосаксонская традиция сыграла свою роль. Была взята руна Ир – «Лук». Почему только одна? Почему именно эта? Кто знает… Остаётся факт: руна Ир была заимствована, но только по значению, начертание её в Исландии было совсем не англосаксонским. Представьте себе руну Тюр, где «стрелка» направлена не только вверх – но и вниз. Этакое равновесие. А посередине ещё и «пересечена» горизонтальной чёрточкой. Это очень интересная чёрточка, в исландской традиции она символизирует стрелу, и руна так и называется – пронзённой. Но это не ослабляет, а напротив – усиливает значение руны. Вспоминается история про берсерка, который сражался, пронзённый стрелой, не чувствуя боли. Очень сильная и неоднозначная руна – это начертание лично мне нравится даже больше, чем собственно англосаксонское. При этом сама руна Тюр – искажена. От «стрелы» осталась половина – стало похоже на Лагуз – «Воду», только обращённую влево.

Таким образом, получаются два атта – 16 рун, 15 старших, идущих практически по порядку (хотя и с искажённым начертанием), в начале неизменный Футарк + «замыкающая» руна Ир. Это основа. Дальше начинается исландское творчество. Многие из «исландских рун» - вариации на тему уже существующих. Таких вариаций можно насчитать очень много. Но в перечислении «Исландской рунической поэмы» они сознательно «отсеяны», во всяком случае, некоторые из них, так, чтобы рун получилось ровно 24. Чтобы было три атта, чтобы было соблюдено священное число.

Рунический строй идёт так: Футарк – Фе – «Деньги». Затем Ур, но уже не «Бык», а «Дождь» - вот так изменение! Турс – значение то же. Ас – то же. Рейд – то же. Каун – но не «Факел, Пламя» - основное значение, а только «Рана» - второстепенное значение и, в данной традиции, единственное (для рун привожу здесь исландское произношение). Начертание первых 6 искажено – но в принципе узнать можно.

Затем Хагал – «Град», но начертание – как у англосаксонской Йор. Причём такое же начертание встречается у этой руны и в некоторых 16-знаковых вариантах в Скандинавии. Либо заимствование из Британии, либо самостоятельное преобразование.

Затем: Науд – «Нужда», Исс – «Лёд», Ар – «Урожайный год».

Потом Сол – «Солнце». Но опять парадокс – изначальная руна Футарка Зиг (Сол) – «молния» изменила своё название на Кне-Сол – «Колено-Солнце» и приобрела значение воинского испытания. А также была «вытеснена» в «новый атт» в конце. А просто Сол стала «новая исландская руна» - кружок с уходящей вверх вертикальной чертой. Что примечательно – в исландских «новоделах» встречаются кружки и изогнутые линии – это указывает на то, что руны уже не столько высекают на камне, как записывают на пергаменте.

Далее, Тюр – об искажении начертания я уже говорил. Значение то же. Более того, указывается, что Тюр – «владыка капищ», т.е. хранитель «языческой правды».

Бьяркан – «Берёза». Мадр – «Человек», но начертание – как у старшей Альгиз, вот такой вот выверт судьбы. Лёгр – «Вода». Ну и «замыкает» два атта «основы», как я уже и говорил, Ир с абсолютно оригинальным начертанием.

Текущие выводы: искажение как начертания, так (в некоторых случаях) и значения. Я не говорю, что это обязательно негатив. Это уже просто другое.

«Выпали» (из числа старших): Гебо - «Дар», Вуньо – «Радость», Ейваз – «Тис, Защита», Перт – «Тайна, чаша жребиев», Альгиз – «Тростник, Защита», Эваз – «Конь», Ингуз – «Фрейр», Отал – «Наследие», Дагаз – «День». Вполне возможно, что изменения связаны с условиями жизни в Исландии – это требует тщательного анализа.

И «новая восьмёрка»: Пронзённый Тюр (так и переводится с исландского) – усиленная руна, указывается – «пронзённый Ас, смелый, побывал в битве». Пронзённый Исс – «Лёд». Пронзённая Каун – «Рана» (примечание, чёрточка-«стрела» пересекает руну не горизонтально, но входит сбоку), указывается, что рана «рваная, кровоточащая» - возможно, применялась при наведении особо злостной порчи.

Далее, Пластур – так и есть, «пластырь». Целебная магия для заживления ран. Что интересно: фактически представляет собой сочетание старших рун в оригинальном начертании: Исса – «Лёд» и Кано – «Огонь». Ремарка: «многим помог дожить до старости».

Кне-Сол – «Колено-Солнце» - уже говорил выше.

Эсингур – «Смятение». По видимому, использовалась для внесения в стан врагов смятения и паники. Графически: «исландская» Сол + вертикальная черта перечёркнута двумя горизонтальными.

Тви-орвадр-боги – «Лук с двумя стрелами». Очень интересная и загадочная руна. Видимо, боевая магия, но точно не известно. Графически: стилизованное изображение двух луков со стрелами на тетивах, причём направленных друг на друга, так что стрелы соприкасаются и как бы сливаются в одну. Ремарка: «разинута пасть волчицы, две стрелы в небесах».

И наконец, Элли-Хвидл – «Покой старости». Тоже не совсем понятно. Вроде бы для «навевания покоя» - анестезия? Усыпление? Графически: «исландская» Сол, только обращённая вертикальной чертой вниз. Вертикальная черта пересечена сначала прямой линией, ниже – изогнутой, так что получается немного похоже на перевёрнутую старшую Альгиз. Ремарка: «тяжёлый труд и старость, не хочется подниматься с кровати».

* * *

Какой из этого можно сделать вывод? Классический Футарк – без сомнения мощный «инструмент». И для гадания, и для магического применения. А англосаксонские и исландские варианты также могут быть применены в различных «прикладных» областях с огромным эффектом. Каждый решает индивидуально, как он чувствует ту или иную руну.

* * *

Данный текст является авторским исследованием. Были использованы различные источники, в частности: Л. Кораблёв «Рунология Йоуна Оулафсона. Исландские трактаты 17 века», А. Платов «Магические искусства Древней Европы», он же – «В поисках Святого Грааля», Эдред Торссон «Источник Судьбы», проф. Н.С. Широкова «Культура кельтов и нордическая традиция античности» и др.

_________________
Аватар пользователя
Нейтрино
Маг-практик
 
Сообщений: 879
Зарегистрирован: 02 дек 2014, 07:41
Пол: Девушка
:-------------:

Вернуться в Северная традиция

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron
Интеллектуальный каталог ресурсов интернет Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта