Старшие руны как отдельный язык. Часть I:

Модераторы: Nooma, Нейтрино

Старшие руны как отдельный язык. Часть I:

Сообщение Нейтрино » 24 мар 2015, 14:19

Ни для кого не секрет, что 90 процентов интереса к рунам приходится на их Старший, древнейший вариант. Именно этому Футарку посвящено подавляющее большинство эзотерических работ, а также и множество исторических, культурологических, лингвистических и прочих научных исследований. Утомление людей современным «бездуховным» образом жизни только подогревает общее внимание к этой сфере североевропейского наследия, особенно к её «мистической» части.
С эзотерической точки зрения, Старшие руны это не просто алфавит, не просто значки для передачи звуков, но и глубокая символическая система. Они скрывают за собой основополагающие идеи, базисы мировосприятия древних германцев. Поэтому первой и важнейшей задачей для тех, кто с помощью Старшего Футарка реконструирует и инкрустирует в себя древнюю Северную духовность, является правильное осмысление его знаков.
Этому вопросу и посвящены эта и последующая статьи. Мне, как теоретику и практику рун, весьма тяжело далось понимание описанных ниже идей и признание ошибочности и неточности некоторых своих ранних подходов к Старшему Футарку. Собственно говоря, осознание этого стало для меня началом качественно новой ступени погружения в руны.
Однако, к делу.

Часть I: К проблеме осмысления Старших рун с помощью поздних рядов.

Не осталось никаких прямых толкований Старшего Футарка. Всё, что имеют на руках исследователи данной области, это лишь косвенные указания и предположения.
Сами памятники Старших рун предлагают нам всего два ключа – графемы (формы знаков) и порядок символов в ряду (кольце). Однако, мало того, что эти вещи весьма вариабельны (существовало по несколько конкурирующих форм написания для ряда рун, а также варианты взаимной перестановки внутри их ряда), они очень неоднозначны. Конкретное, ясное толкование абстрактных изображений – область субъективного, личных домыслов и фантазирования. То же, даже в большей степени, можно сказать и о последовательности знаков. Следовательно, из-за своей спорности, эти ключи не могут являться настоящей основой для осмысления Футарка. Лишь дополнением к этому.
Скудность исходных данных вынудила исследователей обратиться к методу реконструкции на основе аналогов. Если Старший Футарк сохранился так бедно, то можно попробовать восстановить его на основе более полно сохранившихся родственных форм, - рассудили они. Сестринских по отношению к Старшим рунам алфавитов не было найдено, либо же находки весьма спорны (славянские руны), однако существовали дочерние – это Младшие (а через них Пунктированные и Дальские) руны, Англосаксонские руны и Готский алфавит епископа Вульфилы. Именно эти ряды и связанная с ними информация явились и являются основой для воссоздания значений Старших рун, а также их более глубокого осмысления.

Немного истории.
Как известно, ко второму веку нашей эры Старший Футарк был полностью сформирован. (Первые точно подтверждённые находки на этом алфавите относятся к этому периоду. Существование этого ряда в такой же форме в предыдущие века спорный вопрос, не относящийся к этой статье). Германцы к этому времени жили на обширной территории Европы – от Альп до Балтийского моря и юга Скандинавии. В III веке произошло переселение крупнейшего родового союза – готов с побережья Балтики в Причерноморье, что значительно расширило германский ареал и явилось одним из первых событий периода Переселения народов. И уже в IV веке на всей этой территории был распространён в довольно единообразной форме Старший Футарк.
Языковые отличия германцев начала эры были минимальны, и жители Фризии понимали жителей Приднепровья. Однако расширение ареала, культурный обмен с соседями и внутренние процессы не могли оставить языковую ситуацию неизменной. Стоит ясно понимать, что Футарки служили прежде всего утилитарным целям – они передавали звуки живой германской речи. Поэтому, когда менялась фонетика речи, менялся и алфавит, не синхронно, конечно, а с некоторой задержкой и неточностью, но всё же менялся.

В IV-VII веках происходили значительные изменения в германской истории, а также и в древнегерманских диалектах. Поэтому изначальный, древний, общий стандарт Старшего Футарка канул в лету. Появились его дочерние формы, соответствующие языковым реалиям народов распавшейся германской общности.
Итак, в IV-V веках значительная часть германских племён двинулась со своих исконных земель, в результате чего западными (франки, англы, саксы, лангобарды и прочие) и восточными (готы и герулы) германцами были завоёваны значительные территории Римской империи.
Осевшие на Пиренейском полуострове, в Галлии и на Апеннинах готы, герулы, франки и лангобарды в короткие сроки были культурно ассимилированы местной средой. Так, они отказались от собственной письменности в пользу латинского алфавита, - во-первых, широко распространённая латиница для межнационального общения и торговли была гораздо удобнее Футарка, а во-вторых, она была освящена и настойчиво рекомендована христианской церковью, в чью веру перешли все вышеперечисленные народы.
Неофитам любой церкви свойственно излишнее рвение. Начиная с VI века франки-христиане приступили к крещению и просвещению зарейнских германцев. Просвещение включало в себя в том числе замену Футарка латиницей и было успешно завершено на всей территории исконной континентальной Германии к концу VII века. В приальпийской зоне и на верхнем Рейне такой переход был облегчён существованием древних торговых связей этих земель с Римом и его приемниками. VII век – это дата создания позднейшего старшерунического памятника в континентальной Германии. Для большей части германоязычных народов руны остались в прошлом. Так оборвалась центральная ветвь их развития, но остались побочные.
Англы, саксы и юты на территории Альбиона появились в V веке. Латинское влияние здесь было гораздо менее сильным, нежели на континенте и ограничивалось лишь крупными городами, сельская местность была кельтоязычной. Взаимодействие германцев-завоевателей и местного населения привело к изменению языка первых, включению в него ряда новых звуков и звуковых сочетаний, а также изменению старых. Вместе с фонетикой изменился и алфавит, принесённый ими с собой. Старший Футарк расширился до 28 (33) графем и превратился в так называемый Англосаксонский. Этот Футарк продержался несколько дольше своего предшественника на континенте и был заменён на «прогрессивную» латиницу только в VIII веке.
Северные германские родовые союзы (праскандинавы) в большинстве своём не принимали участия в завоевательных походах периода Переселения народов, а лишь продвигались на пустынный Север и осваивали собственные исконные земли – Ютландию и Скандинавию. Будучи отдалёнными внушительным расстоянием от культурно-религиозных центров Европы и не представляя собой значительного экономического интереса для последних, они не были подвержены такому серьезному давлению, как германцы континентальных земель и Британии. Поэтому и руны им удалось сохранить дольше всех.
В северогерманских диалектах в течение VI-VIII веков произошли серьёзнейшие изменения. Ещё в начале VI века скандинавы использовали общий Старший Футарк, но уже в скором времени он перестал соответствовать языковым реалиям (об этом подробнее см., например, статью Тура Йере «Руны»), - так появился поздний 20-значный вариант Старших рун. Он, в свою очередь, к началу VIII века, и опять же по причине изменения фонетики, трансформировался в 16-значный Младший Футарк. Младший Футарк – это овеянные романтическим ореолом «руны викингов», существовавшие в ряде форм как минимум до XIII века, давшие начало культуре исландских магических знаков. Подавляющее большинство рунических памятников написано именно этими символами.

Невероятно ценно, что Англосаксонский и Младший Футарки «оставили» после себя среди прочих такие замечательные памятники как рунапоэмы (представляющие собой учебники для изучающих алфавит) и перечни имён рун. Именно на этой основе учёными-лингвистами были восстановлены имена рун Старшего Футарка.

Третья «дочка» Старших рун – буквы Вульфилы (плоды совмещения рун с латиницей и греческим алфавитом), которыми была написана Готская Библия, таких именословов после себя не оставила. Если Вам встретится перечень имён готских букв, то стоит понимать, что и это тоже реконструкция.
Не трудно заметить разницу в количестве знаков между Старшим, Англосаксонским и Младшим Футарками – 24, 28 (или 33), 16 рун соответственно. Поэтому воссоздание имён Старших рун было достаточно неординарным делом. Сложность состояла в следующем:
1. В двух случаях мы имеем дело с омонимами (когда одно слово (корень) передаёт разные смыслы). Cen англосаксов – это «факел», Kauna скандинавов – «язва»; Ur англосаксов – это «бык», Ur скандинавов – «дождь» или же «окалина». Так как же называли эти руны прагерманцы?
2. В связи с тем, что в Англосаксонском ряду количество знаков выросло, а в Скандинавском сократилось, треть вероятных названий Старших рун не подтверждалось одним из двух источников. Использовали ли прагерманцы такие же названия, как англосаксы, или тут опять случай омонимов?
3. Англосаксонские руны Os, Ac, Aesc пишутся сходно, называются по-разному. Причём с древним вариантом графемы совпадает не руна Os, а Aesc. У скандинавов же сохранилась руна с начертанием как Aesc, но с именем аналогичным Os – Ass.
Первые две проблемы были решены радикально – так как Англосаксонская рунапоэма древнее Норвежской и Исландской, и всех младшерунических перечней рун, Англосаксонский вариант был признан наиболее близким к прагерманскому и наименее искажённым. Вопрос же с Os-Aesc был решён в пользу имени Os в начертании Aesc (скандинавской руны Ass). Так, англосаксонские имена древних рунических графем (кроме имени Aesc) стали основой для воссоздания имён прагерманских.

Восстановленные имена общегерманского Старшего Футарка даёт нам ряд из 24 достаточно простых образов. Аналогично, Англосаксонский Футарк – это 28 (33) образов, а Младший – 16.
В эзотерической среде принято считать, что каждая символическая система представляет целостную мироописательную систему, совокупность смыслов всех её знаков «покрывает» собой всё бытиё. Этот подход объявлен аксиомой, которой следует придерживаться. Это относится как к Ба-Гуа или к Таро, так и ко всем вышеперечисленным Футаркам. Значит, викинги, используя свои 16 знаков, и островные саксы со своими 33, одинаково полно «мистически» описывали мир.
Большее количество знаков в символической системе позволяет делать это более подробно и тонко, чем меньшее. Но, с другой стороны, большее количество значений сложнее держать в голове, а значит, и неудобнее использовать для описания мира.
Старший, Англосаксонский и Младший ряды – это по сути своей разные языки. Близкородственные, но всё же разные – как английский, немецкий и голландский. Изучать русскоговорящему английский язык при помощи немецкого, на котором он так же не говорит, весьма экзотично и странно. Однако такой «оригинальный» подход широко применяется изучающими руны. Причина этому проста – только имена рун, их графемы и последовательность в ряду считается эзотериками недостаточным материалом для глубокого осмысления Старшего Футарка. Англосаксонский и Младший Футарки имеют в своём активе «азбуковники»-рунапоэмы, которые раскрывают и расширяют смыслы рун. Старший этим похвастаться, увы, не может. Однако, эзотерики (в том числе и я до недавнего времени), не сомневаясь, используют строфы поздних рунапоэм для толкования изначального ряда. Что в корне ошибочно.

24 знака Старшего Футарка – это сжатые в символы 24 куска реальности, 24 класса феноменов бытия. То же можно утверждать и насчёт дочерних Футарков. Повторюсь, все они являются целостными мироописательными системами – то есть системами без недостающих и лишних элементов. Совмещая разные ряды друг с другом напрямую, мы попросту выставляем средневековых германцев в плохом свете. Скандинавы предстают идиотами, которые попросту перестали воспринимать и идентифицировать треть окружающих их событий (бездумное прямое наложение 16-знаковой системы на 24-знаковую приводит именно к такому выводу), а англосаксы – фриками-фантазёрами, выдумавшими себе ещё немного «реальности», чтобы не было скучно. Ощущение этого происходит, естественно, не явно, а подспудно, нарастая с каждым применением такого подхода к осмыслению Старших рун.
Если подойти к делу с позиции целостности мироописания и математики, то одна младшая руна это полторы старшей, а одна старшая - одна целая четыре десятых от англосаксонской. (То есть, например, скандинавская руна Kauna – это не старшая руна Kenaz, это Kenaz + ещё половинка, составленная из каких-то ещё старших рун). Этот бредовый вывод убедительно доказывает, что напрямую применять поздние ряды и их рунапоэмы для толкования Старшего ряда нельзя. Это как с совмещением Футарка с Таро, это как попытаться нарезать уже нарезанный пирог ещё раз, но уже по-другому. Бесполезно и даже вредно.

Вот какие рекомендации я хочу дать тем, кто согласен с этим моим выводом:
Возможно, Вам стоит отказаться от исследования и практики Старшего Футарка. Поздние ряды гораздо богаче на фактический материал, что прагерманский. В прагерманском ряду нет таких идей, которые бы не повторялись бы в позднейших, и, как правило, многое из рождённого в древности (отзеркаливание-перевороты, волшебные слова, сплетённые руны, тайнопись, магическая и предсказательная практики) в наибольшей степени раскрылось именно в поздних Футарках. Выбранному ряду стоит посвятить всё своё внимание и не совмещать его с другими напрямую.
Любителям же седой древности или «подсевшим» на 24 знака, я также настоятельно советую отказаться от практики такого совмещения.
Однако, в любом случае рунапоэмы «чужого» Футарка могут сыграть замечательную службу в познании смыслов «своего». Они – превосходный материал для погружения в культуру древних (или средневековых) германцев, аналогичные Эддам, сагам, «Беовульфу» и истории этих народов. А чем богаче знания о жизни создавших руны людей, тем яснее, глубже и шире понимание значений этих самых рун, тем эффективнее они действуют как ключи. Когда знания о культуре достаточны, исчезает беспокойство о том, что Старший Футарк не имеет собственной рунапоэмы, - ведь её можно создать самому. Причём в разных вариантах, как это, наверняка, и было на территории Скандинавии в Средние века.

(С) HaukwithR Gandwiki, Клуб RunaGaldR, 2011

ССЫЛКА
Аватар пользователя
Нейтрино
Маг-практик
 
Сообщений: 879
Зарегистрирован: 02 дек 2014, 07:41
Пол: Девушка
:-------------:

Вернуться в Северная традиция

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Интеллектуальный каталог ресурсов интернет Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Бесплатный анализ сайта