САКРАЛЬНЫЕ ДЕРЕВЬЯ В ЭТРУССКОМ УЧЕНИИЭта глава из книги Наговицын А.Е. «Мифология и религия этрусков» показывает, что может получиться из непонимания роли деревьев в мировоззрении этрусковВ этрусской религиозной доктрине существовало учение о деревьях. Во многом оно было связано с гадательными практиками, так как от того на какое дерево сядет священная птица, или в какое дерево попала молния во многом зависел результат гадания.
Кроме того у этрусков существовало понятие о мировом древе, связывающем три мира Космоса.
Символика деревьев у этрусков была достаточно хорошо проработана, но к сожалению сохранилось мало данных объясняющих символику тех или иных деревьев в этрусском мировоззрении. Для реконструкции некоторых понятий этрусской науки о деревьев нам пришлось привлекать параллельные мифологические источники.
Перейдем к изложению того, что известно об этом учении. Сохранился выполненный Макробием латинский перевод
труда этруска Тарквития "Предсказания о деревьях" (Macr. Sat. III, 20, 3).
Макробий вслед за своим источником делит деревья на "счастливые" и "несчастливые". Несчастливые деревья находятся под покровительством "нижних, противоположных богов". Это папортник, темная смоковница, остролист, лесная груша, ежевичный куст, терновник.
К "счастливым" относятся 13 деревьев: летний дуб, зимний дуб, пробковый дуб, бук, орешник, рябина, белая смоковница, яблоня, груша, сливовое дерево, кизиловое дерево, виноградная лоза, лотос.
Сразу отметим некоторую интересную особенность. В ряде случаев названы одни и те же деревья, несколько отличающиеся своими качествами.
Так летний и зимний дуб - одно и то же дерево, но в разное календарное время. Белая и темна смоковница - одно и тоже дерево различаемое только вкусом и цветом плодов, аналогично, как лесная и садовая груша. Мы полагаем, что в случае со смоковницей и грушей речь идет о посвящении этих деревьев одному и тому же божеству, только в его светлой и темной ипостасях. Дуализм многих этрусских богов будет рассмотрен достаточно подробно во второй части книги. Если наше предположение о смоковнице, груше и дубе верно, то мы имеем 16 деревьев, посвященных 16 богам, которые соответствуют 16 секторам неба в космогонии этрусков. Зная, что по тому в какое дерево попадала молния, этрусками определялось от какого бога было дано знамение, можем заключить, что каждое дерево соотносилось с определенным богом, тем более у Макробия прямо сказано о покровительстве разным деревьям со стороны различных богов.
Разделение зимнего и летнего дуба - прямое указание на разделение функций царя богов Тина, с культом которого дуб соотносился, в различные календарные сроки. В зимнее время он, возможно, отвечал за возрождение природы от зимней спячки, а в летнее - в основном за плодородие. Связь дуба и соответственно Тина с возрожденческой символикой, хорошо видна из того, что в эпизодах, содержащих сюжеты возрождения души после смерти, изображенных на этрусских памятниках, часто фигурируют различные божества с листьями дуба в руках. Хотя, естественно, культ зимнего и летнего дуба этим не ограничивался.
Во многих индоевропейских традициях дуб являлся символом высшего небесного бога. Так, у славян и литовцев он посвящался Перуну/Перкунасу, Зевсу был посвящен дуб древнейшего пеласгийс-гийского святилища в Додоне (Horn. Od. XIV, 327). В самом Риме во время правления царей этрусской династии - Тарквиниев, имелся дуб, священность которого удостоверялась золотой табличкой с этрусскими писменами.
То, что дуб у этрусков соотносился с царской властью и верховным богом, следует из нескольких свидетельств. Согласно описанию Тертулиана, в этрусской царской короне были воспроизведены из золота листья и желуди дуба (Ten. Cor. XIII, 1). Сама этрусская корона была священным атрибутом царской власти, связанной с представлениями о царе, как земном воплощении Тина.
Вернемся к рассмотрению характеристик деревьев, отнесенных этрусскими жрецами в ведение небесных и подземных богов.
Рассмотрим сначала характеристики "счастливых" деревьев.Пробковый дуб, который строго говоря дубом не является, но его отнесение к дубам указывает, что он относится к высшим, царственным небесным богам. Сама пробка обладает особенностью не тонуть в воде. Иными словами, ее могли рассматривать как символ возрождения души, которая не тонет в водной, все растворяющей стихии нижнего уровня Загробного мира. Таким персонажем, облеченным небесной царской властью и связанным со спасением, вознесением души, являлась богиня Уни. Вне зависимости от того, была это Уни на самом деле, или нет, отнесение пробкового дуба к "счастливым" деревьям, связано с его "непотопляемостью" в хтонической стихие воды.
Бук в различных древнейших европейских традициях соотносился со знанием, из него изготовляли дощечки для письма. Он соотносился с мудростью, шаманским опытом. По своим характеристикам бук вполне мог относиться в ведение богини Менрвы, тем более в перечне "счастливых" деревьев он стоит третьим.
Орешник соотносился с Юпитером и Меркурием. Он часто использовался в церемониальной магии, из него делали жезлы для гадания.
Рябина также связывалась с Юпитером. Она считалась священным деревом, так основатель Рима - Ромул сделал из рябины свой посох. Ягоды рябины приобретают силу и вкус на морозе, который им не страшен, возможно поэтому рябину по всей Европе использовали для различных магических практик. Ягоды рябины красного цвета, который связывался с кровью и культом предков.
Белая смоковница соотносилась с Юпитером и Венерой, черная "несчастливая" смоковница соотносилась с Сатурном, который считался "темным" богом. Иногда корону богов изображали сделанной из листьев смоковницы.
Яблоня ассоциировалась с бессмертием. Яблоки бессмертия принес Геракл. Подобный мотив часто встречается и в русских сказках. Яблоня посвящалась Юпитеру и Венере, а также богине земли и плодородия Церере.
Груша связывалась с богами Сатурном и Марсом. Дикая груша была посвящена "темному" Сатурну.
Слива соотносилась с Венерой и Юпитером, кроме того, ее форма напоминает женский детородный орган, поэтому она могла связываться с идеей продолжения рода.
Кизиловое дерево связывалось с Марсом. Кизил не боится холода, его плоды красного цвета, цвета Марса. Скорее всего, связь данного дерева с Марсом указывала на вечность души и ее перерождения в Загробном мире, так как сам Марс, на этрусских памятниках, частый участник сцен такого перерождения. Он так же связан с культом предков.
Виноградная лоза, всегда связывалась с культом Диониса/Фуфлунса и олицетворяет символику возрождения души и природы.
Лотос соотносился с солнцем. В древнеиндийской мифологии лотос является олицетворением связи трех миров. Его корень находится в земле, стебель проходит водную стихию, а цветок устремлен к небу. Лотос своеобразный символ единства и обновления мира.
Неблагоприятные деревья, кроме выше рассмотренных, связывались со следующими символами и богами.Папортник был посвящен Сатурну, кроме того он растет в болотистых низинах, связываемых с обитателями Подземного мира и никогда не цветет.
Остролист связывался с агрессией, его стебли и листья по форме напоминали древки копий.
Ежевичный куст посвящался Сатурну. Его ягоды имеют темный цвет, присущий Подземному миру, а стебли покрыты шипами.
Терновник имеет шипы. Не случайно, по библейскому преданию, позорный венец Иисуса Христа был терновым. Связывался с Марсом, но находящимся в темном созвездии Скорпиона.
Рассмотрев в некотором приближении символику "благоприятных" и "неблагоприятных" растений в этрусском учении, остановимся на символике еще одного растения, не упомянутого в вышеприведенном списке.
Это лавр.
Этруски во время похорон убирали дом ветвями вечнозеленого лавра. Кроме очистительного смысла, лавр у этрусков был символом вечной жизни и возрождения.
Связывание вечнозеленого дерева с вечной жизнью души является важнейшим явлением в индоевропейской магии.
Так, у славян существует обычай украшать могилы и путь похоронной процессии вечнозеленой елью. Подобные поверья связаны с древнейшей симпатической магией и уходят корнями в неолит.
Лавр считался у этрусков деревом света, посвященным солнечному богу Аполлону. В античной традиции лавр устойчиво связан с женским существом, это тем более важно, что для души умершего мужчины было необходимо перерождение в женское божество. Ветви лавра несли умершему в знак возрождения его как солнечного существа. Соотнесение вечнозеленого, "вечно живого" лавра с вечной жизнью души происходило согласно законам магии подобия, основной принцип которой - "подобное к подобному".
Роберт Грейвс. Белая богиня. Алфавит деревьевА вот отрывок из книги Грейвса с расшифровкой алфавита друидов, хотя он по составу деревьев отличается от выше приведённого в книге Наговицина перечня счастливых и несчастливых деревьев, но общее количество в обоих списках совпадает – 18.
В первый раз я увидел 'Beth-Luis-Nion'- алфавит деревьев в 'Ogigia' Родерика O'Флаерти. Он напечатал его вместе с 'Boibel-Loth'-алфавитом как уникальную реликвию культуры друидов, передаваемую устно от поколения к поколению в течение многих веков. Говорят, в более поздние времена им пользовались только для прорицаний. Состоит он из пяти гласных букв и тринадцати согласных. Каждая буква названа каким-нибудь деревом или кустом:
Beth В Береза
Luis L Рябина
Nion N Ясень
Fearn F Ольха
Saille S Ива
Uath Н Боярышник
Duir D Дуб
Tinne Т Падуб
Соll С Орех
Muin М Виноградная лоза
Gort G Плющ
Peith Р Калина
Ruis R Бузина
Ailm А Пихта1
Onn О
Ura U Вереск
Eadha Е Тополь
dho I Тис
В современном ирландском алфавите буквы по-прежнему называются деревьями и большинство имен совпадает с перечнем O'Флаерти, хотя Т стала утесником, О - ракитником? A - вязом.
Я почти сразу же заметил, что согласные в этом алфавите представляют собой календарь магических деревьев всех времен года, и все деревья фигурируют в европейском фольклоре.
Исходя из этой расшифровки Грейвсом алфавита деревьев друидов становится понятно, что счастливые и несчастливые деревья этрусков. – это зашифрованный алфавит этруссков, по численности совпадающий с руническим алфавитом кельтов, кермано-скандинавов и пеласгов.
А вот отрывок из статьи В.А. Чудинова «Дешифровка Радивое Пешичем этрусского текста»
Пешич не только несколько превратно понимал само слово алфавит, но принял ЛАТИНСКИЙ алфавит (точнее, фрагмент упорядоченного репертуара знаков) по преимуществу за ЭТРУССКИЙ. Так что хотел он этого или не хотел, но с самого начала в качестве этрусского он рассматривал алфавит другого народа. Так что далее, он просто физически не мог читать этрусские надписи как славянские, которые требуют алфавит из порядка 40 знаков, и никак не могут быть втиснуты в 26 букв.
Рис. 4. Предложенный мной этрусский алфавит
На основании этого я, опираясь на алфавиты, приведенные другими этрускологами, предложил алфавит из 45 букв. В дальнейшем некоторые из них мне встречались крайне редко, так что если ставить наиболее частотные буквы, то его можно было бы подсократить (сам этрусский язык из века в век упрощался, в том числе и фонетически) буква на 5-6, но, конечно же, не до 26 букв.
После этого мне стало ясно, что верных дешифровок он осуществить не мог (как видим, Чудинов был ещё дальше Пешича в оценке числа букв этрусского алфавита, что, естественно, сказалось и на качестве его перевода…) .